Идеальный руководитель: какой он?

07 Декабря
228
Идеальный руководитель: какой он?

Дружелюбный и понимающий, требовательный и справедливый — среди сотрудников разные мнения по поводу того, каким должен быть идеальный руководитель.

Психологи высказывают собственное профессиональное мнение, какими чертами должен обладать человек, сосредоточивший в руках управленческие функции и власть.

Сегодня практически любой человек может стать менеджером в корпорации, но стать настоящим лидером — это высокое искусство. Кадровики жалуются, что людей со знаниями и опытом на рынке мало, а подавляющее большинство из них не обладает харизмой, способностью влиять на других и лидерскими навыками.

Можно ли стать хорошим руководителем или для этого нужно появиться на свет с характером Цезаря — спорный вопрос. Но обучение точно не помешает.

Скорее наоборот — есть шанс, что человек, который был назначен на руководящую должность со скрипом, переосмыслит методы управления и станет лучше как шеф.

Каким должен быть идеальный руководитель по Гоулману?

Американский психолог и исследователь Дэниел Гоулман перечисляет целых 12 качеств лидера, которые дают ему шанс стать выдающимся.

Удивительно, но, по словам Гоулмана, только 15% достигнутых успехов в области управления людьми можно отнести на уровень образования или классический IQ.

Остальные 85% успеха обусловлены так называемым эмоциональным интеллектом.

Главные черты идеального руководителя:

1. Эмоциональное саморегулирование
 
Психолог характеризует эмоциональный самоконтроль как способность контролировать эмоции и даже направлять их, чтобы достичь поставленных целей.

Такой руководитель кажется спокойным даже в условиях острого кризиса, благодаря чему сотрудники доверяют ему и верят в его способность выйти из патовой ситуации.

Указаниям такого лидера люди верят и следуют беспрекословно.

2. Целеустремленность

Лидеры, которые сосредоточены на достижении конкретных целей, обычно издают точные и логичные инструкции, имеют четкие критерии для оценки результата, а их сотрудники знают, почему они работают и как должны это делать.

Менеджеры, которые последовательно преследуют цель, требовательны к другим и к себе.

Их цели зачастую амбициозны и гарантируют личное развитие, но они осуществимы.

3. Неисчерпаемый оптимизм

Оптимистичный руководитель всегда в выигрыше — вместо угроз он видит возможности, имеет силы для достижения цели и, как никто другой, способен мотивировать команду.

Сотрудники также извлекают выгоду из его веселого взгляда на будущее, потому что такой лидер склонен смотреть не только на компетенции, но и на предпочтения подчиненных.

Задачи, поставленные менеджером-оптимистом, с большой вероятностью будут удовлетворять самих подчиненных и мотивировать их.

4. Гибкость

Гибкость — это умение приспосабливаться к меняющимся условиям труда.

Преимущество таких руководителей — отличная организация работы и отсутствие рутины. Они видят потребность в инновациях и изменениях на предприятии раньше, чем остальные. Люди, которыми они управляют, чаще всего не боятся трудностей, они становятся творческими, а их приверженность делу выше всяких похвал.

5. Эмпатия

Способность сопереживать связана не столько с вмешательством в личные проблемы или настроения сотрудника, сколько с умением просто и понятно общаться с подчиненными.

Такой босс хорошо смотрится в крупных корпорациях с мультикультурным персоналом.

С точки зрения рядового сотрудника, преимущество такого руководителя в способности слышать, принимать аргументы и понимать мотивы других людей.

6. Осведомленность о делах

Осведомленность руководителя о делах компании имеет огромное значение для команды, работающей на него. Это особенно важно в корпорациях, где успехи зависят не только от утомительной работы, но и от правильной политики.

Такой лидер интуитивно чувствует правила, даже если они нигде не записаны. Обращает внимание не только на осуществляемую деятельность, но и на отношения между людьми.

7. Влияние на других

Руководитель по определению обязан оказывать влияние на других людей.

Преимуществами настоящего лидера являются способность сплотить единомышленников вокруг своей идеи, способность убеждать вас в своих аргументах и выбирать правильный способ общения для каждой конкретной личности.

8. Наставничество

Хороший руководитель должен заботиться о развитии подчиненных, быть им своего рода наставником, учителем. Он должен показать их сильные или слабые стороны, чтобы люди эффективно работали над собой и развивались в нужном направлении.

Важно, чтобы сотрудники получали положительные отзывы от своего руководителя.

Если сотрудник «бестолочь», в этом есть доля вины шефа.

9. Навыки управления конфликтами

На каждом рабочем месте возникают конфликты. Хочется или нет, руководителю придется выступать миротворцем. Хороший босс может выслушать аргументы сторон в конфликте, а затем вынести компромиссное, подходящее для всех решение.

Худшее, что может сделать начальник — это разрешить конфликт авторитарным методом либо попытаться льстить сторонам наедине. Это удар по своему имиджу и по коллективу.

Примирение конфликтующих сторон и установление общей позиции, приемлемой для всех, укрепляет авторитет руководителя и предотвращает интриги между сотрудниками.

10. Способность вдохновлять людей

Харизма является полезным качеством для руководителя любого звена.

Лидер, который может вдохновлять, заражает команду своим оптимизмом и страстью к любимому делу. Сотрудники улавливают видение своего руководителя и с энтузиазмом стремятся достичь цели. Работа с таким боссом радует, а его похвала окрыляет.

Сотрудники чувствуют, что работа интересна, и ее цель разделяется всем коллективом.

11. Совместная работа

Настоящий лидер не только участвует в принятии решений, но и способен работать на переднем крае, показывать пример подчиненным и создавать единый трудовой порыв.

Каждый, на кого возложено управление персоналом, должен знать, что формирование чувства принадлежности к группе начинается с руководителя. Если шеф хочет добиться успеха в этом вопросе, коллектив должен рассматривать его как «своего».

12. Эмоциональное самосознание

Великие лидеры чувствительны к собственным эмоциям, они могут назвать их, определить источники этих эмоций и, представляя полную картину ситуации, руководствоваться ими.

Начальникам, которым присуще эмоциональное самосознание по Гоулману, сотрудники обычно симпатизируют, они способны открыто говорить о своих эмоциях с коллективом и убедительно презентовать амбициозные проекты.

Кого сотрудники считают идеальным руководителем?

Видение рядовых работников может сильно отличаться от выводов психологов.

Проведенные в нескольких странах Восточной Европы социологические опросы позволяют расставить приоритеты сотрудников в следующем порядке.

Черты идеального руководителя (по убыванию значения):

Профессиональная компетентность

 Понимание сотрудников

Объективность

Сдержанность

— Опыт.

Большинство европейцев хотят видеть в начальнике, прежде всего, настоящего профессионала. Это должен быть человек, который способен выступать в роли наставника, локомотива бизнеса. С ним компания или организация должна процветать и улучшаться.

Дальнейшее видение идеального босса касается более человеческих черт.

Почти каждый четвертый подчиненный мечтает о понимающем и прощающем начальнике, каждый пятый — об объективном. Такой результат нас не удивляет. У каждого были случаи, когда он шел к шефу с надеждой «пускай выслушает, прежде чем примет решение».

Справедливый и понимающий босс — это сокровище для коллектива.

Каждый десятый респондент считает, что идеальный руководитель должен проявлять сдержанность и вести себя корректно. Наконец, многие ценят в начальнике опыт.

Образец для подражания

Анализируя истории с авторитетными боссами, создавшими знаменитые компании, выясняется, что ни один не обладал всеми указанными характеристиками. Пример?

Уолт Дисней, который был требовательным, опытным, профессиональным, однако не прощающим и не объективным. Когда сотрудники жаловались ему, он делал все, чтобы уволить человека или заставить написать заявление.

Создатель легендарной компании вводил сумасбродные ограничения для сотрудников, включая подсчет посещений туалета и перерывов на бутерброды в рабочее время.

Кстати, другой успешный босс Генри Форд использовал подобные методы.

Разные времена, разные подходы

С изменением на рынке труда отношение начальников к коллективу также меняется.

Пару лет назад мир с восторгом комментировал решение американского работодателя.

Джейсон Фрид из США добровольно ввел четырехдневную рабочую неделю с предоставлением возможности делать работу удаленно из дома.

«Если кто-то хорошо выполняет свою работу, мне не интересно, где он это делает», - прокомментировал Фрид, получивший признание лучшего руководителя в мире.




Комментарии

Оценка:

Возврат к списку

  1. Главная
  2. Блог
  3. Трудоустройство и работа в Крыму
  4. Идеальный руководитель: какой он?